пятница, 3 февраля 2017 г.

Слово о подготовке к слэму

Приближается новый Поэтический слэм, а во мне проснулась память о том, как я готовился к каждому раунду этого мероприятия. Если честно, то я уже и не могу вспомнить, когда это всё было, и не верю, что это было со мной. Такие дела. Но всё же хочется рассказать о личном опыте.

Проще всего для меня был отбор. Надо было просто выйти и прочитать 3-4 своих новых стихотворения. Страха сцены и волнения перед выступлениями у меня давно уже нет, так что проблем с этим не было. Даже готовиться не надо было - подал заявку, пришёл, прочитал, выпил кофейку и наслаждаешься продолжением банкета. Один раз на отборе ( по-моему, это был второй слэм) меня наградили специальным призом от Теле2. Долго я смеялся, когда обнаружил, что мне подарили тапки с подогревом и обалденный календарик с вдохновляющими цитатами из разных литературных произведений.  Проще говоря, отбор - самое простой и забавный раунд. Если быть внимательным и заинтересованным, то можно спокойно выявить тех, кто будет составлять тебе конкуренцию. Проанализировать уровень каждого участника, найти плюсы и минусы как в своём, так и чужих выступлениях. Но я этого не делал. Самоуверенность и лень.

Дальше летели раунды. Эти звери интересны тем, что задания даются абсолютно разные. Иногда приходится ломать голову, чтобы хоть как-то раскрыть тему. О каком-то интересном раскрытии обычно и не думаешь. Вопрос о том, как написать стихотворения за такой короткий срок у меня решился очень быстро - я просто тянул до последнего. Раскрываю как это происходило. Где-то за час до начала мероприятия я приходил в место проведения ( на тот момент это была галерея "Open your mind"), брал себе чашку кофе, доставал планшет и писал. Обычно получался какой-то ужас, который надо было превратить в кошмара обыкновенного экстракт. И приходилось писать не одно стихотворение, а несколько. Фи, скажете вы, за час написать три стихотворения. Это же не работа, это неуважение к творчеству. Извините, но  мне легче думать и придумывать в критической ситуации, а час до мероприятия и отсутствие домашнего задания - как раз такая ситуация. Другой вопрос - качество. Оно было не очень, но всё зависит лишь от ваших навыков и умений редактора. Понимаю, что редактировать свои стихотворения, а тем более быстро, очень сложно, но кто сказал, что это невозможно. Если честно, то я громко себя ругал за такой метод работы и обещал писать нормально, но это обещание так и осталось невыполненным.

Раунды сменялись раундами, темы менялись одна за другой. Это придавало какой-то интерес. Помню задание, где надо было написать стихотворение под музыку ( терпеть это не могу). Тему не помню. К этому заданию я подошёл с опаской и первоначально выбрал музыку. Это была композиция Oblivion Астора Пьяццолла. В тон мелодии был написан текст. Я вышел на сцену, заиграла мелодия и я, если честно, просто растворился в ней. В нужный момент вступил со стихотворением, прочитал его, сделав правильную паузу, а потом стоял ещё минуту на сцене, чтобы просто дослушать композицию до любимого места. На этом чтение под музыку в моей жизни закончилось. Давно замечал, что для меня важнее всё же музыка. Я её лучше понимаю и чувствую. Стихи пишутся не сердцем или душой, а головой.Музыка, будучи самым абстрактным искусством, понимается ассоциативно. Проще говоря, стихи надо расшифровать, а музыку именно прочувствовать. Самое забавное противоречие состоит в том, что внутри каждого стихотворения звучит своя мелодия, но мы ушли от основной темы.

В общем, таким образом я доходил максимум до четверть финала ( за исключением первого слэма, где я третье место занял - повезло). Напоследок хочется сказать, что помимо качества вашего стихотворения в плане текста не менее важным является ваше умение быть на сцене, играть акцентами, интонациями, громкостью голоса. Вы не просто должны прочитать текст, ожидая, что все поймут ваши мысли и чувства, нет. Ваша задача, пожалуй, состоит в том, чтобы прямо на сцене повторить ваши эмоции, которые породили каждую строчку, каждую мысль. Покажите путь вашей мысли не только в тексте, но и в эмоциях. Играйте! В конце-концов, всё творчество является достаточно забавной игрой, где правила диктуют культура, язык и искусство.

Я позволю себе процитировать отрывок из Монолога о языке Константина Арбенина.

"О, море словоблудия опасно!
Природа языка так сладострастна,
Структура так мучительна тонка -
Французский шарм, английское скольженье, -
Когда находишься под властью языка,
Есть прелесть даже в неглубоком погруженье
В то розовое влажное суфле,
Исполненное пагубного флёра.
Гимн осязанью! Как писал Рабле,
Язык нам дан, чтоб чувствовать партнёра.
Почувствовать, понять, проникнуть, слиться!
Он сам себе посредник-переводчик,
На кончике которого таится
Всё то, что остаётся между строчек -
Любовь и смерть вселенной. И в придачу -
Возможность ощутить, что грех оболган,
Из первых уст. Как говорит Боккаччо,
Язык - вторичный детородный орган,
Ему знакомы девственные звуки
Рожденья слова. Дантевские муки!
Угроза глубины и чувство вкуса
В нём обрели возможность породниться
В объятиях прекрасного искуса
Пройти меж двух классических традиций
Справа налево или сверху вниз...
(Тамара! Маргарита! Анаис!..)
И, если вы хотя бы раз любили,
Вам этот вкус знаком наверняка.
Как скажет позже некий Генри Миллер:
Художники в долгу у языка".



P.s. Смотрю на эту фотографию и радуюсь. Молодой, черно-белый и ещё не лысый. Эх, молодость...

Команда Poetry Box.
Сами знаете, кто это написал. 

1 комментарий:

  1. Здорово, что ваша страничка работает и радует меня по прежнему.

    ОтветитьУдалить